« Две тысячи третий | По ту сторону человека »

Непонятный зверь

26 января 2004

Господа, школа вымирает. В самом что ни на есть прямом смысле. Пройдет не так уж много времени, и этот, пока еще не всем очевидный процесс, станет более чем явным. Нет, как социальный институт она, конечно, будет существовать (хотя бы номинативно), но никаких функций выполнять окажется уже не в состоянии. Это реалия дня сегодняшнего, более того, осознанная в очень малой степени.

Любители позлословить могут успокоиться - я не задумывал это текст как провокацию, никого не хотел будоражить и принудительно вызывать на полемику. Это не стилистическая фигура, не красивое словцо. Это самая настоящая реальность.

Да, сложностей у школы много. С ученической культурой (впрочем, как и во всем обществе) большие проблемы, жить на учительскую зарплату не просто трудно, а невозможно, каждая новая чиновничья реформа (ЕГЭ, стандарты и др.) ожидается профессиональным сообществом с немой мольбой в глазах: "Милые-родные, только ничего не меняйте! Рухнет же все!".

Можно еще перечислить множество негативных факторов, коими полны специализированные и не очень СМИ, но это и так всем известно. Ко всем этим проблемам добавляется еще одна: школа вскорости вымрет именно в человеческом смысле, в ней некому будет работать.

В любой профессиональной среде с течением времени происходит естественная возрастная ротация. Кто-то уходит на пенсию, кто-то приходит на работу из молодых. Обновление рабочего коллектива - норма успешного существования любой профессиональной группы. Согласно простой арифметике на 100 ушедших пенсионеров необходимо принять на работу 100 молодых специалистов (не принимая во внимание возможного расширения или сокращения сферы деятельности, тут цифры будут другими). Естественно, жизненные обстоятельства бывают разными - и молодые не идут, и старые держатся до последнего - но время не обманешь и, рано или поздно, смена работников происходить должна. Если свежего притока не обнаруживается - отрасль умирает.

Как раз это и происходит сегодня со школой. Учительница 45 лет считается в школе "молодой". Людей до 30 не встречается практически вообще, если они и есть, то задерживаются в школе ненадолго - на год-другой. Подавляющее большинство - женщины пенсионного возраста. Исключения редки и имеют место лишь в более или менее приличных школах - частных или гимназиях.

Почему это происходит - ответит каждый: в школе мало платят. Согласен, аргумент более чем веский, возразить на это трудно. Сегодня в здравом рассудке и при широких возможностях выбора работы идти на малооплачиваемое место глупо. Есть, конечно, фанаты (глубокий поклон вашего покорного слуги), но на них образование в масштабе страны держаться не может a priori.

Но если бы материальная сторона вопроса была единственной, это было бы полбеды. Существует большое количество людей, которые отдают приоритет комфорту работы и получаемому удовольствию, и ради этого готовы жить на не самую большую зарплату.

Основная проблема глубже: в современной школе молодой учитель работать практически не может. Повторяю: "практически", на теоретическом уровне все худо-бедно нормально.

Давайте рассмотрим схему стандартной ситуации (жизнь сложнее, но на то она и схема).

По окончанию школы абитуриент поступает в педагогический вуз, учится там в течение 4-5 лет. Помимо научных дисциплин, он изучает методику, и рано или поздно перед студентом встает вопрос: "А не пойти ли мне в школу?". Тем более, что для многих это оказывается действительно интересным, педпрактика часто оборачивается впечатлением радостным. Что никто из молодых не хочет идти в школу - это миф, опровержений которого перед моими глазами прошло более чем достаточно. Шли-то многие, а вот кто остался - это вопрос. Далеко не для всех стремление зарабатывать большие деньги первично - в 21-23 года это не самая большая проблема. И человек решает: почему бы не попробовать?

Но перед тем, как наш герой войдет в фойе школы, небольшой комментарий. Кто он такой - молодой человек, окончивший институт? Я, конечно, не социолог, статистики точной не будет, но, тем не менее, этот возраст я пережил не так уж давно. Итак...

Во-1, как профессионал, он еще достаточно слаб - сдавая в институте экзамены, он выучивал внешние в отношении себя факты, которые просто образуют в его сознании некоторую сумму. Как известно, чтобы знать предмет, по нему зачастую надо самому прочитать аудитории курс. Такой практики у молодого человека, естественно, нет.

Во-2, он не имеет ни малейшего представления о том, с кем ему придется работать. Да, сам он окончил школу 5-8 лет назад, но, с одной стороны, в нашей жизни все очень динамично меняется, с другой, этот груз воспоминаний ему может помешать: чтобы объективно оценить себя как ученика, у него опять же нет опыта. Выпускник не только еще ничего не прочитал по психологии, антропологии детства, психофизиологии, педагогике (институт, повторяю, дает знания внешние, актуализирующиеся лишь впоследствии, с появляющими через опыт работы запросами), но и не очень понимает изменившуюся с его школьных лет типологию сознания современного школьника. Он вспоминает "а вот я в эти годы...", не учитывая временнОго и социального фактора.

И, в-3 (хотя это надо бы по значимости поставить на первое место), он совершенно не понимает, что его первая работа - это десятилетиями сложившаяся систему с определенными правилами, законами, традициями, стереотипами.

Что происходит далее. Начинается решаться задачка с тремя вышеописанными неизвестными. На первых порах ему все улыбаются, новенькая трудовая книжка кладется в отдел кадров, первые дни и недели - душевный подъем и полная эйфория. А далее неминуемо начинаются конфликты.

Конфликт № 1. Администрация. То, что для школьных директоров и завучей сегодняшний тинейджер - существо странное и абсолютно непонятное - об этом говорить нет смысла. Школьная экскурсия, дискотека или выпускной вечер - всегда момент чрезвычайной опасности, требующий всеобщей учительской мобилизации, блокирования входов/выходов и перевода всех человеческих ресурсов в "готовность № 1". Но молодой учитель - это тоже непонятный зверь. Во-1, по возрасту от 11-классников отличается не так уж сильно (что такое срок в 5-8 лет для 50-летнего директора?).

Во-2, представления о специфике профессии у неофита, с точки зрения школьного администратора, отсутствуют как факт - он не знает самых очевидных вещей. Помню, на третий день моей работы завуч хлопнула перед моим носом дверью со словами: "Заполните "родителку" в журнале, не забудьте про ОШ и в пятницу приходите на МО". Что имелось в виду, поймет любой немного работавший в школе человек. Для меня тогда это оказалось полным откровением. По ее же мнению, такие мелочи даже не заслуживали обсуждения. Примеров подобных можно привести много. Молодой учитель сталкивается с таким объемом школьной документации, что начинает ощущать свою полную профнепригодность.

Здесь же возникают препоны, связанные со школьным распорядком. Как надо организовать класс, чтобы он нормально дежурил? Как оповестить родителей, чтобы они в субботу пришли мыть окна? Почему, решив поехать с детьми за город, надо предоставить на подпись администрации список класса и обязательно завизировать эту бумагу у директора, который напишет: "Выезд разрешаю"? Что такое процентная заполняемость журнала и какой ненормальный, черт побери, все это выдумал?!?!?

В итоге весь первый год (более сжатые сроки - случай эксклюзивный!) молодой человек понимает очень мало из происходящего и пытается вписаться в настоятельно предлагаемые рамки. В результате в указанный период он совершает множество кошмарнейших ошибок, каждая из которых без малейшего зазрения совести может быть "награждена" строгим выговором, а то и увольнением. Терпеливо-внимательная администрация, которая могла бы в нашей школе спокойно, без нервов все толково объяснить - большая редкость, поэтому даже без выговоров учитель пишет гору объяснительных и докладных с мотивацией и раскаянием относительно очередного "ужаснейшего" поступка, который он совершил, не зная, как поступать. Какой-либо новый шаг он начинает опасаться сделать, зная, что "получит по голове".

Конфликт № 2. Ученики. Впервые входя в класс, учитель разворачивает приготовленный конспект и думает: "Так, тема урока у нас сегодня такая... Начну с этого, перейду к этому, задам такие-то вопросы и т.д." Но звенит звонок, дети рассаживаются и... все идет наперекосяк. То, что только что казалось таким интересным, не вызывает никакого оживления у аудитории, вопрос оказывается слишком сложно сформулирован и ученики его вообще не понимают (привыкший к институтской среде, вчерашний студент говорит безумно сложными конструкциями), неуверенная речь учителя перемежается бесчисленными паузами хезитации и вместо ровного потока напоминает барахлящий водопроводный кран (сказывается отсутствие привычки к постоянной монологической речи).

Нового учителя ученики всегда начинают "пробивать", пробовать, что называется, "на слабО". В трудном классе это может принять весьма экстравагантные формы, воспитанные дети проведут этот этап спокойнее. Но он обязательно будет: могут начать стучать или громко говорить, не замечая повышения учителем голоса, могут (старшие классы) выдать что-то эпатирующее, могут просто принципиально замолчать, чтобы посмотреть "а что будет?". Для молодого учителя, не понимающего, что его просто проверяют, ситуация выглядит как полностью вышедшая из-под контроля и требующая немедленного реагирования. Усугубляет положение также то, что дети видят человека молодого, интересного: "Ну и чего он сделает, если мы..." Если учитель с честью выйдет из цейтнота - честь ему и хвала, если в этом эксперименте проиграет - плохо дело: восстановить свой авторитет ему будет очень непросто.

Вообще самая существенная проблема для молодого педагога в первое время работы - это умение "держать класс". Чтобы 30 человек в течение урока были управляемы и направляемы в нужное русло, требуется бездна энергии, мгновенная реакция, стремительные переходы от расслабления к работе и одновременное создание ощущения, что весь процесс идет легко, свободно и естественно. Во многом это актерская игра, но без нее учителя-профессионала нет. И это не все. Описанное - пусть непростой, но только антураж, в голове еще достаточно четко должен быть сформулирован план урока. Это со временем придет понимание, что учитель на уроке напоминает слаломиста, которому обязательно нужно пройти ряд обязательных флажков на трассе (опорных пунктов урока), а в остальном можно отдаться на волю детей. Для молодого специалиста составленный им же или где-то позаимствованный конспект - Священное Писание, отступление от которого чревато катастрофой. (Помню, как я готовился к своему первому уроку. Сформулировал все, что должен сказать сам, спрогнозировал все пришедшие мне в голову ответы учеников, прочертил все стрелки - "В этом случае так, в этом - пойдем по другому пути" - объединил их все в единую "композицию", выучил наизусть, отрепетировал по времени... Естественно, на уроке ученический ответ на первый же вопрос из моей прекрасной, выверенной схемы был как гром среди ясного неба - ЕГО НЕ БЫЛО В КОНСПЕКТЕ!!! Ужас, остолбенение. Что делать?)

В общем, стоящему у доски субъекту по совокупности описанных причин действительно не позавидуешь. Но тут как раз приходят на помощь дети. Они как-то подсознательно чувствуют, что учителю тяжело, и начинают "помогать": с готовностью идут на диалог, лучше, чем с более старшими по возрасту учителями, выполняют заданное, своими силами затыкают особенно распоясавшихся одноклассников. Детское тепло, явно или неявно выраженное, молодой читель ощущает очень сильно, и от этого на задний план отступают многие нерешенные проблемы. Но это оказывается возможным, только если дети чувствуют, что перед ними Личность, самоценная и для них притягательная. Если этого нет - не получится ничего.

Нередко также происходит еще одна неприятная ситуация: класс оказывается сильнее учителя в предмете. Естественно, это аномалия, но она на первых порах работы может иметь место. Хорошо, когда учитель может сказать "Я не знаю, но обязательно выясню и вам расскажу", но это очень непросто. Чаще встречаются попытки уйти от ответа, выкрутиться или (самое неприятное) выдать непроверенную информацию. Что будет, если класс поймает учителя на этом, говорить не стоит...

Но это не все. Возвращаясь домой, учитель садится работать, его рабочий день не заканчивается. С одной стороны, не отпускает т.н. "текучка" (литератор перечитывает объемные тексты, поднимает филологические исследования; русист в 5 классе каждый день (!!!) должен проверять стопку тетрадей класса, хорошо, если одного; математик ищет занимательные задачки, примеры, пишет карточки с индивидуальными заданиями). Все это отнимает прорву времени и, как показывает практика, в первый год желающий работать учитель практически не имеет свободного времени - дома или на работе он школой живет. С другой стороны, он постоянно ощущает необходимость читать работы общего плана - как по специальности, так и по психологии и педагогике - чтобы понять, кто перед ним сидит, и как его воспринимает, и почему в который раз "такая красивая концепция" из вузовского учебника была встречена школьниками прохладно.

Конфликт № 3. Коллеги. Очевидно, что молодой специалист, приходящий в школу, много менее опытен, чем его коллеги по школьной кафедре, работающие в школе уже не первый год или десятилетие. Не хватает знаний по предмету, методике, психологии, навыков контакта с учениками, в общем, всего того, что принято называть профессионализмом. Теоретически нормальной была бы ситуация, при которой старшее поколение профессионалов постепенно передавало бы накопленный опыт молодым. Но теория, как обычно, расходится с практикой.

Не знаю, возможно, это мой эксклюзивный негативный опыт, но, насколько я видел, реально передачи опыта не происходит. Много чаще можно услышать: "И чему вас только в институте учили?" или "Вы и ЭТОГО не знаете???". Что дают такого рода сентенции, кроме ощущения профнепригодности, я не знаю. Как и в случае с администрацией, зачастую с точки зрения своих коллег молодой учитель не знает того, "что известно всем".

Что интересно, в большинстве случаев недавний выпускник вуза бывает значительно более компетентен в специальности, чем закончившие институт за 20-30 лет до него. В первый год моей работы учитель высшей категории с 30-летним стажем горячо меня уверяла, что структуралистская школа Ю. М. Лотмана - авангард современной филологии, имени Е. М. Мелетинского она не слышала никогда, в принципе. Говорить о рецептивной эстетике и герменевтике, что меня тогда действительно интересовало, было также не с кем.

Я ни в коем разе не обвиняю старшее поколение в "необразованности", ее причины достаточно прозрачны: при современном положении учителя требовать от него еще хорошей ориентации в тенденциях современной науки странно. Но не менее странной оказывается ситуация: выходя на работу, молодого специалиста начинают "учить" тому, что в вузе ему подавалось как вчерашний день науки. Что в такой ситуации делать?

Но и не это самое страшное. Вопросы психолого-педагогической и научной подготовки меркнут перед т.н. "отношенческим фактором". Молодой учитель - принципиально инородное тело с точки зрения коллег.

Выше говорилось, что контакт с учениками может стать успешным только у учителя, являющегося Личностью. Очевиден тот факт, что дети будут читать книги, писать работы, решать задачки лишь в случае, если им учитель нравится. Заинтересованность самим предметом, его восприятие вне личности педагога - преимущественно удел старшеклассников, да и то не всех. В 5, 6, 7 классах если нет личного контакта и эмоционально комфортного общения с учителем - процесс обучения рушится. Это положение напрямую соотносится с отношением коллег к молодому учителю.

Об этом не принято говорить, но сегодня положение таково, что основной процент работающих в школе - это женщины в возрасте, замкнутые в своих проблемах, погруженные в школьную среду и достаточно ограниченные. Нет, учителя выдающиеся, интересные, креативные встречаются, более того, их немало, но сколько их на одну среднюю школу? Один? Два? Три? А кто остальные? Серая масса достаточно посредственных специалистов, уволить которых невозможно по причине "а кто тогда работать будет?". Этих "остальных" я не обвиняю, во многом не по своей вине они стали таковыми. Чтобы стать и на всю жизнь остаться хорошим учителем в нашей образовательной ситуации, надо быть удивительно сильным человеком. Можно ли черту характера выдвигать как профессиональное требование?

Но положение от этого не изменяется. И первая цель, на которую выливается агрессия, недовольство жизнью и порой плохо скрываемая зависть - только что пришедший в школу учитель. Он молод, неплохо образован, у него в большинстве случаев хороший контакт с учениками. В конце концов, красив и лучше одет - это тоже фактор в этой ситуации не последний.

Выливается это достаточно часто в проявления глуповатые. То ключа от кабинета на месте нет, а на следующей перемене директору уже наябедничали, что "молодой начал урок на 20 минут позже", то журнал в конце четверти "таинственным образом" исчезает, то случается еще что-либо подобное. Мелочи, конечно, можно "быть выше", но нервы это треплет здорово. Установлению теплых отношений с коллегами это не очень способствует.

Конфликт № 4. Родители. Не дай боже работающему в школе первый год учителю получить классное руководство! В очень редких случаях (примерно 1:8) родители оказываются достаточно мудры и тактичны, чтобы дать возможность спокойной профессиональной жизни учителю. Вполне понятна их тревога за судьбы собственных детей (зрелый учитель однозначно совершит меньше ошибок и научит лучше), но учителю от этого не легче. Естественно, срабатывает возрастной момент: не каждый сможет серьезно слушать советы от 22-23 молодого человека. Основным "аргументом" становится очевидное: "Да что вы нам говорите, если у вас собственных детей нет. Вот будут - поймете!".

Положение усугубляет то, что у нас, как известно, все всё знают о своих детях лучше всех, и стопроцентно уверены, как и чему их надо учить. Что-то возразить при таком подходе весьма и весьма проблематично.

В итоге, если на сторону молодого педагога не становится администрация (см. пункт 1), то устоять против родительского "напора" вчерашнему выпускнику института оказывается очень непросто.

И последнее. Конфликт № 5. Своя среда. До прихода в школу у любого молодого человека была своя история - друзья, знакомые, круг общения. Исходя не только из своего опыта, могу сказать, что зачастую человек, идущий работать в школу, сегодня рождает некое недоумение. Мотивы прозрачны: либо не нашел более успешного места (а значит, неудачник), либо деньги не нужны (что сегодня более чем странно), либо человек не от мира сего ("как с сегодняшними детьми можно работать?!?"). Связан этот стереотип с чрезвычайно заниженным социальным статусом учителя, обусловленным целым спектром факторов.

Итак, что в итоге. Пройдя череду описанных конфликтов (осмелюсь утверждать, что пусть в разной степени, но все они проявятся в каждом случае), молодой учитель в конце первого учебного года задает сам себе вопрос: "Ради чего?". При том, что найти сегодня работу мало-мальски соображающим юноше или девушке с высшим образованием не так и сложно (а там и работать в большинстве случаев проще, и зарплата в разы отличается), уход из школы как бы предопределен. Остаются единицы.

Но все же, думаю, констатацией негатива тут не обойтись. Естественен вопрос: что делать? Или школа придет к вымиранию (я своими глазами не так давно видел "новую" графу в аттестате: "не изучалось". Просто учителя несколько лет в школе не было...), или надо искать какие-то выходы.

Понятно, что одномоментно поднять престиж профессии, начать платить адекватную потребностям зарплату невозможно - это дело времени и вопрос многих образовательных реформ. Но создать эмоционально благоприятную атмосферу в школе можно и заниматься этим в первую очередь должна администрация. Меры в каждом конкретном случае будут свои (у меня опыта такого рода нет, поэтому тут судить не берусь), но если в школе нет ощущения, что "ее надо проветрить", если у работы появляется мощная мотивация, то и социальные неурядицы отступают на второй и третий план. Если молодой учитель перестанет быть диковинным и непонятным зверем, а станет чувствовать себя полноценным участником процесса, то прогноз, с которого я начал разговор, дай бог, не оправдается.

P.S. Факт в подтверждение написанного. Петербург - не самый маленький город. Центральное образовательное учреждение, готовящее учителей - Российский Государственный Педагогический Университет им. А. И. Герцена. Среди множества факультетов там присутствует филологический факультет, готовящий школьных словесников. Количество ежегодного приема - 150 человек. Заканчивает через 5 лет примерно 120 человек. После 4 лет (бакалавриат) можно уйти - номинально в/о уже в кармане. Чтобы получить диплом учителя русского языка и литературы, нужно доучиться еще один - пятый год. Наряду с этим есть возможность поступить в магистратуру, аспирантуру, есть отделения РКИ (преподавание русского как иностранного), иностранного языка. В общем, на основной специализации свет клином не сходится. Но при этом факт устрашающий: в 2002 году на отделении учителей русского/литературы осталось 6 (шесть!!!) человек. Даже если все сложится идеально и все они вуз закончат, то в 2005 году количество новых учителей этой специальности будет равно шести молодым специалистам. На весь Питер! Сколько из них пойдет в школу? Смотря на вещи трезво - ноль.

Комментарии: 18



Юра | 26 января 2004

Мда... На самом деле большинство проблем, с которыми сталкивается любой молодой специалист, впервые придя на работу, аналогичны. И естественно, в каждой специальности есть своя специфика. Молодым педагогам можно только посочувствовать - проблем, с которыми приходится сталкиваться, скорее всего даже больше, чем у представителей других профессий, а отдача (в первую очередь в материальном плане) - несравнимо меньше.
Надо что-то менять в государственной политике...

действие: ответить

Annimo Orwe | 26 января 2004

Грустная, хотя и правдивая картина. Вообще профессиональное преподавательство в законных рамках - такая нестабильная среда, что только остается удивляться, как это еще нас кто-то учит.
Вообще, такое ощущение, что государству наплевать на науку - пусть справляется как хочет. Вот лично меня звали в аспирантуру, а также остаться преподавателем в моем ВУЗе - и коллектив там прекрасный, и зарплата относительно неплохая... Но. Ключевое слово - относительно. Для нормальной жизни этого было явно недостаточно. Плюс - еще и командировки, по 2, по 3 недели. И как результат - я не стал профессиональным экономистом. А сейчас вполне мог бы уже быть к.э.н. - и печатные работы были, и задатки...
Сказать, что жалею? Ничуть. Деньги были (и есть) настолько важны, что пришлось идти на работу после 2го курса. Нет у меня ни родителей, ни спонсоров, чтобы двигать вперед науку и ковать новые кадры.
Один мой друг остался в институте. Преподает маркетинг. Уже старший преподаватель. Параллельно порабатывает. Иначе - никак. Жить тоже надо, в том числе и кушать, и семью содержать. Не бывает дома сутками или приходит заполночь. Государству - наплевать. Государству - только бабок, больших и быстро. А мы - население. Питательный бульон. Нас готовят, пожирают и сливают по мере надобности. Стоит ли удивляться такому отношению?

действие: ответить

Islav | 27 января 2004

Можно добавить еще один конфликт? Молодых специалистов этот конфликт задевает не сильно больше чем всех остальных, ну да ладно, слишком уж наболело. Штука эта конечно, переплетается с перечисленными проблемами, но стоит отдельного упоминания: коррупция. Верю, что в Питере она, возможно, менее заметна чем у меня на родине (запад Украины). Страна другая, да что-то мне подсказывает, что отличий немного: не в столицах, так на периферии. А уж оттуда эта зараза расползается во всех направлениях. Разнообразие форм впечатляет. Есть места и люди, где взятки дают напрямую, но это еще, к счастью, не везде. А всякие пожертвования, взносы на ремонт класса/банкет коллектива/ цветы_на_могилы/ просто какие-то неопределенные собирания денег кому-то. Все понятно -- других адекватных источников средств на что-угодно в школе может и не быть. Понятно, что эти деньги (товары, услуги) собрать надо... но механизм контроля за сбором средств часто - через успеваемость. А детям, да и родителям, часто по барабану, на что ушли их кровные, лишь бы оценки были получше. Я как-то кусками говорю, в деталях - не место... Но, если вы с этим встречались, то поймете, а если нет -- может и не поверите. Я долго не хотел верить рассказам всяких друзей и родственников -- сам же учился не так давно, неужели за 15 лет могло все поменяться настолько сильно? А потом узнал, что, оказывается, и в мои школьные годы (80-е) такое уже было, но чуть поменьше и не везде. Просто, повезло со школой. Короче, проблемы те же, что и с милицией или любой администрацией, но удар по обществу, как это ни банально звучит -- сильнее и долговременнее.

Теперь о путях выхода и т. д. (Прим.: этот абзац -- неинтересная автобиографическая справка: показать, откуда такие взгляды, если хотите читать сразу взгляды -- пропустите до следующего абзаца, спасибо.) Поскольку большинство написанного здесь, особенно в комментах, не может быть доказано в малом обьеме (либо недоказуемы вообще), то и я вместо доказательства приведу свои претензии на авторитет... в жизни такой подход работает лучше чем логическая аргументация. Итак: в советской школе я учился, в университете -- тоже. Преподавал в школе мало -- так, факультатив читал детям в лицее, не на оценку... С 93-го учусь и (потом) работаю в США. Учился на разных уровнях, учил, частным образом -- даже школьников, но больше, все же студентов. Нахватался идей... В том же 93-м моим родителям пришлось поменять город жительства, в результате чего двое ученых... в своих филологических кругах даже видных ученых стали работать в пединституте. Который работает для школы, от школы, на школу... короче, все школьные проблемы в нем отражаются и/или начинаются в значительной степени. Бедные папа с мамой так до конца с коллективом и не слились, но постоянные диалоги с ними, споры и все такое родили-таки за 10 лет что-то вроде фантастической программы: как можно хоть что-то, хоть немного поправить. Вот она, эта программа:

($$$ - 1 ) Понятно, что надо больше платить учитлям.

($$$ - 2 ) Больше, или просто грамотнее давать деньги школам, чтобы дети туда ходили учиться, а родители -- узнавать оценки. А не заниматься разного рода школьным хозяйством.

(оценки1) Отменить требования успеваемости. Получил человек 2 или 3 -- хрен с ним, пускай заканчивает, переводится в другой класс... Больше того (дальше идеи мои, западнические), оценки ребенка может знать ТОЛЬКО сам ребенок и, до какого-то возраста, его родители. Это сделать очень просто -- а эффект, полагаю, будет заметный!

(оценки2) Реальная система оценивания знаний должна быть междушкольной, национальной, если хотите. Как в Китае, как SAT и ACT в Штатах... кстати, это еще более важно при поступлении в вузы... Я слышал, сейчас в России пытались что-то такое ввести, простите, если поотстал, не был в ваших краях давненько, хорошо, язык, вроде, помню...

(мотивация) Все равно ничего не изменится, пока не будет сдвига в общественном сознании. Шоб,панимаеш, народ захотел. А это, увы, пока не светит. Учить не будут, пока дети не захотят учиться, предложение без спроса -- фигня. А спроса сейчас нет. И не только на филологию (на филологию спроса сейчас и на Западе нет), а и на большинство других вещей. А посему и школа вся катится в небытие. Правда ведь (в спорном еноте про проездные кто-то заметил) -- денег сейчас у страны нет. А система образования задумана так, как будто они есть. Если образовываться по средствам, то будет как в Бразилии какой-нибудь, 20% грамотного населения образовано очень неплохо, остальным не надо почти ничего. В свете последнего пункта: любые, даже очевидно полезные изменения сверху если и поправят что-то, то только косметически. Увы.

А ведь вполне возможно, что уже через годик придется мне вернуться на неньку-Украiну работать в школе. Ну кому сейчас физика нужна?.. от военки и то больше толку.

действие: ответить

Aaz | 27 января 2004

"чтоб народ захотел"... если человек не хочет учиться, если стандартом написания рефератов/курсовых/дипломов стало скачивание их с интернета... то и проблема кадров не столь актуальна. Печальный енот, прямо перед ним читал заметки человека работающего в библиотеке о "гениях" приходящих "делать" рефераты. "разруха она не в сортирах, она в головах." кажется так ?!
Отмена требований к успеваемости и замена их на реальную оценку знаний на экзаменах в вузы, идея здравая. И так школьная успеваемость величина по большей части эфемерная, служащая больше для показухи, чем для реального дела. (поправь меня Эльм если я не прав). Мотивация учеников и учителя взаимосвязанны, но вот кажется мне что мотивация учеников важнее, сильнее влияет на состояние дел. Если ученики хотят учиться -> учитель знает что нужен -> работа не в тягость. В случае наоборот: учитель старается, a ученики на него забивают -> прости прощай родная школа, пойду я работать куда нибудь ещё. Достойная оплата труда и материальное обеспечение школ это обязанность той организации в ведении которой школа находится, но кажется мне, что это не является основной прочиной кризиса в образовании. Низкую зарплату, сопротивление и узколобость "старых" учителей можно вынести если ученики хотят учиться и благодарны учителю за его работу.
Можно поднять зарплаты, начать финансировать школы, но это не решит проблему образования в целом. Даже в благополучной америке образование достаточно проблематичная тема: американцы хотят быть богатыми адвокатами и звёздами голливуда, менеджерами и биржевыми маклерами; быть инженером или (ещё того хуже) учёным, почти дурной тон. Это конечно преувеличение, но похоже, что подавляющее большинство новых докторов по физике и другим точным наукам в америке, это Не американцы. Америка давно перестала быть лидером в технологическом плане. К примеру Интел и АМД, титаны хай-тека. Первый свой "самостоятельный" процессор АМД купила вместе с разработавшей проц командой (которая в основном и продолжает их разрабатывать), которая состояла из пакистанцев и индусов живущих в америке. Где производят всю микро электронику? В азии. Кому всё это принадлежит? Японцам.
Японцы, вот нация желающая учиться, упорная и целеустремлённая. И как следствие добивающаяся всех целей которые ставит для себя, учащаяся на ошибках. В общем будет желание учиться, будет и процветание и развитая наука, а на энтузиазме единиц далеко не уедешь.

действие: ответить

Тикхо Селчу | 27 января 2004

"Они как-то подсознательно чувствуют, что учителю тяжело и начинают «помогать»: с готовностью идут на диалог, лучше, чем с более старшими по возрасту учителями выполняют заданное, своими силами затыкают особенно распоясавшихся одноклассников."
Удивительно верное наблюдение. У нас историю ведет учительница, вроде 1 или 2 года работает, так вот своё мнение проще и интереснее высказать именно ей. Действительно есть неосознанное желание ей как-то помочь, не огорчать своим дурацким "я не знаю". Я как-то раньше не обращал внимания.

действие: ответить

Tatiana | 29 января 2004

К сожалению эта проблема вечна и повсеместна. Я слышу об этом буквально всю жизнь. Мамы моих трех подруг были учителями. Денег вечно нет, учительская - гадюшник, дети сложные, родители не помогают.
Похоже, учителю действительно надо это принимать как данность.
Ааз прав, в "благополучной Америке", и, между прочим, в Европе тоже, образование оставляет желать много лучшего. Все зависит от материальных возможностей родителей и искреннего желания недоросля чему-то научиться.
И знаете что? В СССР наше хваленое образование было тоже далеко не всеобщим и не ровным. Да, Москва, Ленинград, Киев, другие столицы были в форме, местами почти в образцовой, но Россия - это Вышний Волочек, какое-нибудь Демихово, или Гусь Хрустальный. Не говоря уже о Сибири. Я встречала моих сверстников из глубинки "пачками". Подавляющее большинство совершенно безграмотно! И было и есть. Все знания приобретены уже с возрастом из ТВ и газет. Из школы - НОЛь! Поверьте, у меня по этому вопросу большая статистика есть.
Все рассуждения о том что запад безграмотен и необразован по сравнению с Россией неосновательны. "Русские" иммигранты сравнивают себя ( в основном выпускников лучших вузов) с простыми необразованными людьми, которые их по-первости окружают в иммиграции. Отсюда и пошло это совершенно неверное мнение.
Вывод? Пожалуйста. Население Земли почти поголовно мало образованно. И это нормально. Не нормально только когда человек, стремящийся к знаниям не может себе позволить учиться. Тогда грустно.
Ну и под конец, согласна а Юрой. Хороший учитель - Артист! Но в отличие от театрального артиста, его помнят и благодарят всю жизнь. И это единственная награда, на которую он может рассчитывать.

действие: ответить

Aaz | 30 января 2004

2Tatiana - всеобщая мало образованность это факт, но называть его нормальным?!? Необразованные люди легче поддаются промыванию мозгов, более подвержены религиозному фанатизму. Бедность и не образованность - благодатная почва для "лидеров""освободителей""пророков" . Да и насчёт Сибири - Новосибирский Академгородок, Томский Политехнический, это значится деревенские ПТУ???

действие: ответить

Serg | 30 января 2004

М-да... И как всё узнаваемо, однако... Юрий, я читаю Ваш сайт уже давно, ещё с "народа" когда он начинался. Занимательно было, интересно, но как-то писать не сподвигался. Кроме одного раза - в "Уходящих под каток". И вот - снова зацепило. Наверное, потому что тематика перекликается. Главный ведь вопрос здесь - "А нужно ли это вообще?" Ну, я так воспринимаю, по крайней мере...

Видите ли в чём дело... Мы с Вами ровесники, и я в в те же годы сталкивался с теми же проблемами: закончил ВУЗ, специальность по нынешним временам "никакая" - не юрист и не экономист, и чего дальше? И было - аспирантура с постоянным вопросом "и чего дальше", потом - защита кандидатской и преподавание на той же кафедре всё с тем же вопросом... И как мне кажется, достаточно универсальный ответ я на него нашёл - годится, как по мне, не только для среды студентов, но и для школы. А именно: как много и не мной сказано, эффективное образование возможно только в том случае, если учащийся осознаёт его необходимость и самостоятельно к нему стремится - раз. Второе: ввиду всё растущей необходимости специализации школьная программа становится всё более избыточно "широкой" - опять-таки, тезис не мой и не новый. И третье: ситуация выделения малочисленной "интеллектуальной прослойки" не является ненормальной - вот это уже лично моё мнение; разумеется, никто не написал этого (как, впрочем, и обратного) кометами на небесах - но наличие изолированной прослойки токарей или шахтёров всех мастей нас ведь не смущает?
Из перечисленного вывод: главной задачей школы НЕ является давание знаний. Главные задачи это: помочь определиться учашемуся, нужны ли ему знания сверх минимума, достаточного для выживания в городских условиях - раз; в случае положительного ответа на предыдущий вопрос - обучить получениею "избыточных" знаний. И всё. И никакой возни с вдалбливанием математики, биологии, и пр. "духовным воспитанием" посредством романов "Бесы" и "Анна Каренина".
Потому что осознанное самостоятельное образование и саморазвитие в разы эффективнее любого преподавания.
Этот вывод я сделал и многократно подтвердил на собственной практике и на своих знакомых.

Просто периодически в популяции Homo sapiens появляются такие уроды, вроде меня вот: я не могу сказать, что я ловлю бешенный кайф от научно-экспериментальной работы. Но вот без неё мне становится по-настоящему плохо, и не спасает ничего. Пробовал. Знаю.
И тем людям, у кого есть такой вывих, учиться не помешает ничего - потому что оно есть "осознанная необходимость" в самом исконном смысле этого выражения.
А не получается - ну что ж, значит не слишком надо. Только не следует при этом "отмазки лепить" на тему "заел быт". Я знаю людей, которые занимались научной работой, параллельно подрабатывая грузчиками. Да что там, и у самого именно так в жизни было...

Разумеется, я понимаю, что тезис весьма небесспорен. Предвижу массу упрёков типа "ну так надо же и помочь детям в нахождении тех самых знаний" - с одной стороны, и "так что - так вот и бросить остальных, кто не вытягивает всё это сам" - с другой. А также весь спектр промежуточных возражений.
Однако - кажется мне, что если взглянуть на проблему не через призму нашей традиционной социальной благотворительности, которая даёт "всем недостаточно", а не "нуждающимся - довольно", то негативность приведённой концепции становится совсем не столь очевидной... И на закуску - вот такой пример из реальной жизни.

Последние 2 года я работаю в Тайбэе (столица острова Тайвань, если кто не в курсе), в здешнем академическом НИИ моего профиля. Финансирование науки и образования тут - во многом покруче Японии, если брать по паритету цен... Но я не о том.
Так вот, недавно здесь были долгоиграющие торжества по поводу китайского Нового Года - с выходными, карнавалами и т.п. Такие праздники предполагают обще-неофициальные посиделки, тут у местных китайцев всё как у нас.
Ну и вот, на одних таких посиделках-выпиваниях гаоляна под сасими с васаби зашёл у нас с мои шефом-профессором разговор именно на такую тематику - о недостаточности и бесперспективности нынешней системы образования. И было мне сказано, что - непрестижна здесь учительская работа (хотя учитель младших классов здесь получает по курсу 5 тысяч мёртвых президентов в месяц, это и по местным меркам неслабо). А просто - непрестижно образование, и всё. Все хотят быть или брокерами, или мерчандайзерами, или франчайзерами, или дилерами, или, на худой конец, киллерами. Как говорится, найди 10 отличий от нашей ситуации.
И договорились мы в итоге именно вот до такой концепции образования, которую я только что выписал. И тут же согласились, что это слишком революционно, чтобы могло быть внедрено.

А потом - я вдруг совсем с другой стороны воспринял висевший в вестибюле моей совковой провинциальной школы лозунг "Учись учиться"...

действие: ответить

Serg | 30 января 2004

Да, кстати, Юрий. По твоей последней новости.

Это "письмо опоссума" есть, в частности, у нас на сайте - по адресу
http://www.antigreen.org/issue.php?index=75

Там и автор нами прописан :о)

Так что не безымянно-приблудное есть сие творение, это ты зря...

действие: ответить

З. Ю. | 30 января 2004

Юра! Статья мне интересна, я частично высказывалась по этому поводу в ответ на Вашу полемику с пожилыми учительницами, где писала о проблемах молодого педагога в школе.

Кое-что добавлю к тому проблемному полю, которое Вы обозначили, хотя жанр «жалобы турка» не до конца конструктивен.

Во-первых, по поводу адаптационных трудностей молодого педагога, Вы не учли еще один стрессогенный фактор - нагрузку. Ведь нагрузка молодого, только что пришедшего учителя формируется, как правило, по остаточному принципу. У предметников есть «свои» классы, а вновь пришедшему нужно «отстегнуть» часы. Нормальная ситуация, когда молодому учителю «сбрасывается» то, что как-то не вписывается в нагрузку остальных. Вот и получается часто, что у него разные параллели - следовательно, усложняется и без того сложный на первых порах процесс подготовки к урокам и проверки тетрадей. Психологически тоже нелегко - переходить из пятого в десятый, от одного тона, уровня, психологического настроя к другому.

Кроме того, учителю всегда жаль отдавать хороших детей, и поэтому с разными мотивировками («Почему я должна отдавать своих детей, в которых я столько вложила, в чужие руки?», «Он (она) их испортит, все мои труды насмарку») ему не дают сильные классы, а дают подчас таких детей, с которыми и опытные педагоги не всегда знают, что делать. Объясняется это, как правило, так: дескать, пока молодой - неопытный, детей ничему не научит, а с этими - хуже уже не будет. Поэтому нагрузка у молодого учителя стандартно сформирована по двум принципам: «с бору по сосенке» и «на тебе, Боже…», что совершенно не способствует его успешной профессиональной адаптации.

Вторая проблема связана с выбором нужного тона, стиля общения с учениками. Казалось бы, проблема частная, но она продуцирует конфликты не столько типа «учитель - ученик», сколько «учитель - учитель».
Естественно, и Вы об этом писали, что молодого учителя всегда «пробуют на зуб» Ответная реакция не всегда адекватна и опасна двумя крайностями.

Первая - формирование чрезмерно жесткого стиля в общении с детьми (крик, агрессивность, колонки двоек в журнале, репрессивная система организации учебного процесса, когда ежеурочно устраиваются жестокие опросы, многократно сдаются зачеты по темам и пр.) В итоге деятельности такого учителя происходит ситуация «коса на камень» (оставление на повторный курс обучения, недопуски к экзаменам, справки и пр). Признаться, эти сложности с детьми не улучшают отношений педагога с коллегами и администрацией. Я сама была свидетелем ситуации, когда у молодого, неглупого и вполне образованного учителя сформировалась определенная позиция по отношению к коллегам. Он убежденно считал, что учит и предъявляет детям серьезные требования, проявляя принципиальность и профессиональную порядочность, он один, а все остальные просто «не желают связываться», «не хотят напрягаться». Когда же ему пытались объяснять, что принципиальность и профессионализм не выражаются в колонках неудовлетворительных оценок и репрессивных мерах, он просто переставал слышать. Высокомерие, неоправданное по отношению к коллегам, достаточно приличным и профессиональным людям, просто вытолкнуло молодого человека из школы. Ощущая напряженную враждебность среды (и взрослые, и дети), он удалился, непонятый, обиженный, с твердым убеждением, что с его порядочностью и принципиальностью в современной школе делать просто нечего.

Вторая крайность в отношениях с детьми - это защитное панибратство. И я имею в виду не только вольности типа покуривания со старшеклассниками за пределами школы и обсуждение неформальных тем, сколько всяческие послабления рабочего характера. Неумение стребовать, стрясти с ученика работу своевременно оборачивается снижением планки требовательности. Сроки отсрочиваются, переносятся, а потом и просто забывается сам факт «несдачи», а умные дети начинают переносить эту ситуацию на другие уроки. И вот в один далеко не прекрасный день ученики, имеющие опыт прощения долгов на одном предмете, начинают переносить этот опыт на другие предметы. А почему обязательно надо сдавать контрольную со звонком? А почему нельзя взять домой и принести завтра? А почему Вы мне ставите «2» за то, что я не принес задание? А я завтра принесу или через неделю, и что с того? А потом, в ответ на строгое учительское «нельзя» произносится сакраментальная фраза: «А на математике (русском, истории, физике и пр.) нам разрешают». Оправдываясь, дети «закладывают», сдают с потрохами «доброго» молодого учителя, который еще просто не умеет предъявлять дисциплинарных требований. И возникает конфликт между ним и коллегами, в котором звучат слова «попустительство», «быть добреньким», «дешевый авторитет», «развращать» и пр. И нельзя сказать, что опытные коллеги так уж неправы: я не сторонник палочной, казарменной дисциплины, но без определенных правил, без порядка осуществлять обучение трудно.
Этот сюжет я усилием воли завершаю в силу его неконструктивности.

Вероятно, вышеизложенного достаточно, чтобы Вы поняли, насколько я «глубоко копаю», а теперь попробуем перейти к ответам на наболевшие вопросы. Сразу же говорю, что не работаю в жанре «на любой вопрос даю любой ответ», поэтому пишу только то, с чем сама сталкивалась и что сама делала, хотя и не претендую на то, что это идеальная модель. М.б., другие опытные и умные администраторы решают эти проблемы поиначе.

Итак, проблема молодого учителя - это прежде всего проблема администрации школы. И если приличный молодой человек в течение двух - трех лет не начинает работать хорошо, то это значит, что администрация этой проблемы в голову не брала и ею не занималась.

Первое, о чем Вы писали, - о том, как молодой учитель тонет в ворохе непонятных бумаг, которые нужно делать и сдавать, а он не делает и не сдает, или делает и сдает, но не то, не тогда, не тому и не так, что не стимулирует теплых чувств к нему со стороны завуча, у которого и так в начале учебного года забот выше крыши, да и не в начале тоже. Это горе - даже не полгоря, как говорилось в сказках. Это проблема информационно-административной культуры самого завуча.

Новому сотруднику или молодому педагогу, начинающему работать в школе, нужно дать в руки листик с простой табличкой: что, к какому сроку и кому нужно сдавать. Листик этот, если он просто повешен в учительской, безадресен. Лучше чуть-чуть напрячься, но дать такую бумажку в руки каждому: повышает меру ответственности, на собственном опыте знаю. Когда что-то висит на стенке, я могу и не прочитать (инстинкт самосохранения срабатывает: а вдруг там что-то такое, что мне не понравится), а то, что дано мне в руки, не прочитать трудно. Опять же, ко мне со всей душой, с уважением, лично - и я в ответ, как правило, так же. Да и степень ответственности повышается: не безадресное распоряжение типа «Всем учителям», а лично мне адресовано, лично с меня спрашивается. Имея такой график перед глазами, словно немой упрек, работается как-то лучше, я бы сказала, с огоньком. Проверено неоднократно. А молодому (да и не молодому тоже, бестолковых всюду достаточно, только дети говорят: «А Вы нам так объясняли», а учителя: «А я так поняла») лучше дать в руки еще и формы требуемых бумаг. Заполнять, как их называют на бюрократическом языке, «пустографки» гораздо проще, чем создавать что-то самому. Да и мне легче, потому что делаю я все по определенной форме, а кто ее, эту форму, лучше меня знает? Вот я и сделаю так, что мне удобно будет этот материал сводить, обрабатывать и пр. Нашлепать таких формочек и графиков и размножить по количеству участников - пустое дело, конечно, если ты пользуешься умной машинкой. Мораль: администратор без компьютера работает хуже, чем администратор с компьютером.

Теперь о более сложном и менее очевидном. По-моему, успешность процесса профессиональной адаптации молодого педагога зависит от ряда факторов, среди которых важнейшую роль для меня играют два. Первый - наличие возможностей для самореализации, второй - вовлеченность в совместную деятельность и общение.

Что касается первого момента, то вменяемый администратор, как мне кажется, должен показать молодому учителю, что он чего-то стоит. Наиболее очевидный и «быстродостигаемый» способ - получение внешней оценки через участие во всевозможных конкурсах. Почему этот путь мне кажется предпочтительным на первых порах? Да потому, что большинство результатов педагогического труда практически всегда являются отсроченными, а те, которые не являются, чаще всего будут не очень утешительными (например, обученность учащихся по конкретным темам у молодого педагога вряд ли с первых шагов будет очень высокой).

В городском конкурсе педагогических достижений есть номинация «Педагогические надежды» для учителей, чей стаж работы не превышает 5 лет. Участник конкурса должен пройти ряд этапов, среди которых представление письменных материалов, связанных с обобщением, или, скорее, осмыслением, своего пока небогатого опыта, устными самопрезентациями, собственно открытым уроком, который дается в своей школе на своих детях, с уроком-импровизацией на чужих детях и пр.

Мне пришлось вместе со своими молодыми коллегами участвовать в таких конкурсах трижды (все три раза успешно: мои «питомцы» становились лауреатами «Педагогических надежд») и имею все основания сказать, что это неплохая профессиональная школа для молодого учителя.

Мы все понимаем, что многое в жизни определяется отношением человека к ситуации. Когда директор, завуч или опытный коллега приходят на урок к молодому педагогу, они оказываются, что называется, по разные стороны баррикад: роли распределяются по принципу «начальник - подчиненный», «контролирующий - подконтрольный». Такое посещение почти всегда подсознательно негативно окрашено, и рекомендации, вполне разумные и полезные, часто игнорируются или воспринимаются в штыки, как некое формальное требование начальства, а не как советы профессионала. Ситуация конкурса объединяет молодого педагога и опытного, следовательно, психологические противоречия снимаются.
Поэтому завуч в предложенных обстоятельствах конкурса (а он длится практически две трети учебного года) начинает восприниматься молодыми учителями совершенно в иной роли - не в своей изначальной контролирующей и организующей функции, но в роли своеобразного тренера, с которым цели и мотивы деятельности общие. И поэтому меня в ситуации конкурса чаще слушали и слышали, со мной доверительнее общались по поводу проблем. А при создании шедевров под названием «открытый урок» или «урок-импровизация» шла вообще серьезная методическая работа, связанная порой с корректировкой профессиональных заблуждений молодого учителя.

В итоге победа в конкурсе приносила не только глубокое моральное удовлетворение и признание, но и некоторые ощутимые результаты в области профессионального роста. Собирая по крупицам свой опыт, осмысляя то, что человек уже знает, понимает, он неизбежно растет как профессионал. А особенно если в процессе профессионального самоосознания принимает участие более опытный и профессиональный коллега. Поди в других ситуациях заставь молодого учителя регулярно ходить к завучу (или к опытному учителю) и обсуждать профессиональные вопросы. А в ситуации конкурса - сколько угодно, еще и отмахиваешься порой от «заигравшихся» молодых коллег, ссылаясь на наличие еще некоторых обязанностей в школе, и при этом он тебе вслед: «Но завтра Вы уж обязательно, после седьмого урока, я Вас буду ждать».
Кстати, еще победа в конкурсе приносила вполне ощутимые результаты в смысле аттестации: все три моих конкурсанта получили высшую категорию, двое из них - почетный знак Губернатора «За гуманизацию школы», который вручался им в Смольном, в торжественной обстановке, с красивыми словами, а еще дал 15% прибавки к жалованью, что в нашей сложной финансовой ситуации тоже немаловажно.

Жаль только, что таких профессиональных конкурсов в городе и в стране не так уж много. А ведь можно было бы, и как бы было пользительно! И особенно если бы учитель по итогам участия в таком конкурсе получил бы грант какой-никакой… А то порой объявят конкурс для молодых педагогов, наобещают, а потом выясняется, что не сложилось. Был и у меня такой плачевный опыт с одной городской организацией, объявившей конкурс информационно-педагогических проектов для молодых учителей. Наобещали много, я четырех молодых учителей в это дело втравила, мы документы приготовили, проекты разработали, все как надо представили, нам сообщили, что мы стали победителями этого конкурса. А я потом полгода выбивала для своих молодых не то что гранты или подарки - банальные дипломы. Потом плюнула на все, дипломы сама купила и напечатала, а там, в этой уважаемой организации попросила печать поставить и подписаться. А с дипломами - пала в ноги заведующей РОО, попросила, она человек понимающий, откликнулась, в торжественной обстановке, на районной конференции вручила, со всеми нужными словами про гордость района. А уж премию мы сами наскребли ребятам, хоть и небольшую. Но это уже издержки, крик души, а вообще я сторонник конкурсов для молодежи, поскольку это хорошая профессиональная школа. Да и когда играть-то, как не на ранних этапах своего профессионального становления? Ведь после сорока лет играть в такие игры несколько нагрузочно: давление, сердце, груз житейских проблем и пр.

И еще одно замечание. Хорошо известно, что у молодого педагога в основном предметоцентристская ориентация. Преподаваемая им дисциплина ему интереснее, чем дети, эту дисциплину изучающие. Он ведь и в педагогический вуз шел не для того, чтобы учителем становиться, а для того, чтобы изучать интересную ему предметную область. И так было всегда. На моем курсе герценовского литфака, закончившем обучение в 1980 году, процентов восемьдесят пришли изучать филологию, а не готовить себя к профессии учителя литературы (правда, при этом почти все работают в школе, но это уже совсем другая история). Так вот, участие в конкурсе требует сосредоточиться не столько на предметной, сколько на педагогической и методической стороне профессии. Значит, конкурс полезен и в плане формирования адекватной профессиональной позиции, ибо учитель без методики подобен блистательно написанной и информационно насыщенной книге, но на незнакомом языке. Когда об этом говорят «старшие товарищи», молодой учитель зачастую считает их малообразованными ретроградами, которые разговорами на общепедагогические и методические темы стараются маскировать свои пробелы в знаниях, далеких от современного состояния науки. В ситуации конкурса ценность методической и педагогической составляющей профессии становится самоочевидной, нет навязанности, а, значит, нет и отторжения. Таковы правила игры, а в эту игру ты сам решил играть.

Теперь второй момент, способствующий успешной профессиональной адаптации молодого педагога. Он связан с вовлечением в совместную деятельность - экспериментальную, исследовательскую, творческую. Если в школе нет традиций такой деятельности, то молодому педагогу адаптироваться будет гораздо сложнее.

У каждого возраста с точки зрения профессионализма есть свои сильные и слабые стороны. И когда небольшой профессиональный коллектив решает некую общую задачу, то каждый вносит свой вклад в общий успех, сильные стороны каждого будут приняты всеми. Здесь хорошо «работает» метод проектов, когда для решения общей задачи у каждого есть свое поле, своя сфера деятельности. При правильном распределении обязанностей молодому педагогу гарантирована ситуация успеха, признания и профессионального роста. Во-первых, он презентует свои сильные стороны (современные предметные знания, мобильность, социальную адаптированность, коммуникативность и пр.) и будет оценен коллегами. Во-вторых, чужой опыт он будет воспринимать не пассивно и не с позиции «не учите меня жить» (а именно так все и происходит, когда к нему приходят на урок и говорят, что это не так и то нужно было бы сделать по-другому). В ситуации общего дела чужой опыт - это залог общего, а, значит, и моего успеха. Мне приходилось работать в таких «командах» вместе с молодыми педагогами, когда готовилось некое масштабное дело. Эти ситуации становились ситуациями профессионального роста молодого педагога и, что не менее важно, ситуациями его полноправного входа в профессиональный коллектив. И когда учительница с 35-летним стажем, высшей категорией и всеми мыслимыми и немыслимыми регалиями уважительно, обращаясь «на Вы», говорила учителю, возраст которого был значительно меньше, чем ее педстаж: «Сергей, Вы в этом вопросе компетентнее меня, пожалуйста, возьмите на себя его проработку», - это дорогого стоило.

Я противник, как Вы поняли, стандартных форм воспитания молодого педагога, когда повышенное внимание к нему администрации и коллег, выражающееся в постоянном нервировании активным контролем (посещением уроков и душеспасительными беседами после этих посещений) вызывает только агрессию, усталость, ощущение загнанности. А еще иногда, для некоторых особо впечатлительных, постоянные советы, замечания, рекомендации оборачиваются ощущением собственной ущербности, профнепригодности или, в лучшем случае, мыслями о том, что этому всему просто невозможно научиться. Чужой опыт так и остается чужим, потому что он навязывается, вдалбливается силком - вот и воспринимается пассивно. И профессиональная среда воспринимается как чужая и враждебная.

Кстати, Ваш собственный негативный опыт первых лет работы зря Вам не прошел: Вы, хотя и не ущербный, и профессионально состоятельный человек, постоянно «проговариваетесь» по поводу неприятия «училок», в которых Вам видится только отжившая свое, уходящая серая масса. Такая агрессивность для человека умного и серьезного, с моей точки зрения, является странной. Это осложнение Вашего неудачного входа в профессию, как мне кажется. Надеюсь, что это пройдет. Я к «училкам» отношусь хорошо. Большинство из них, хотя и не всегда блистательные филологи, но делают свое дело неплохо и вполне порядочно, честно.

Итак, проблема молодого педагога - это, честно говоря, вовсе не его проблема. Это проблема административной компетентности руководителей школы и проблема зрелости, профессионализма педагогического коллектива в целом. Если народу в школе что-то интересно, если есть традиции общих дел, если сфера деятельности учителя не сводится только к урокам, а есть элементы творчества, исследовательской работы, педагогического эксперимента, то в такой профессиональной среде молодой учитель найдет себя и будет принят и востребован.

Поэтому, когда Вы говорите, что молодой учитель может состояться только в школе повышенного образовательного уровня, работая с хорошими детьми, то мне хочется с Вами не согласиться. Дело не в детях, а в педагогической среде, в ее человеческой и профессиональной культуре, в традициях и ценностях.

действие: ответить

Nomadmax | 3 февраля 2004

Уже почти написал пространный коммент... а потом стер все на фиг – тут спецы, проблему знают вдоль, поперёк, изнутри и снаружи. Остались только некоторые разрозненные мысли:
1. Согласен с автором первого коммента – половина проблем "непонятного зверя" (администрация, коллеги, коррупция и т.п.) одинаковы для всех выпускников ВУЗов на новом месте работы и не они создают кризисную ситуацию.
2. Молодой выпускник ПедВУЗа приходит на работу в школу ПРОФЕССИОНАЛЬНО НЕПОДГОТОВЛЕННЫМ. Подчеркиваю - профессионально, так как его профессия не физик и не филолог, а Учитель. К великому сожалению, Учителей сейчас не учат.
3. Нынешний кризис школы происходит, когда учителя, принадлежащие существующей системе образования, учат детей, чьи родители воспитаны большей частью именно этой системой. Либо система принципиально не жизнеспособна, либо она не работает "здесь и сейчас". Полагаю, Serg достаточно наглядно указал на первое.
4. Просто ожидать "чтоб народ захотел" бессмысленно. Это у нас во Владивостоке можно водонагреватели продавать без рекламы – горячей воды нет и не будет. Образованность не является ни физиологической (так как прямо не способствует выживанию), ни социально-психологической (образованность является религиозно-этической нормой только у ортодоксальных евреев) потребностью современного человека. Спрос надо формировать – в сфере образования это сверхзадача.
5. Elm, я немного не пойму: с одной стороны Вы обрисовали среду, в которую попадает молодой специалист, как сугубо враждебную и вредную для него; с другой стороны негативное отношение "профессионального сообщества", которое и составляет эту среду, к изменениям/реформам Вы поддерживаете. При нынешнем "наличии отсутствия" притока новых учителей в старую школу произойдет одно из двух: либо стараниями реформаторов "рухнет все", либо нынешняя школа за десять лет тихо помрет вместе с престарелыми учителями и прогнившими зданиями. "Если не видно разницы", зачем же долго мучаться. Как ни кощунственно звучит, но счет идет не на сотни и тысячи жертв, а на поколения.
6. З.Ю., (ужасно не удобно обращаться к человеку по инициалам) я искренне по-белому завидую ученикам и учителям Вашей школы. Но всё равно, таких школ – считанные единицы по всей стране, в остальных – озабоченные хлебом насущным учителя, плюющие на них ученики, бардак, наркота и беспросветность. Почему-то мне кажется, что грамотный и талантливый администратор тут не поможет.
Спасибо за внимание.

действие: ответить

Tatiana | 5 февраля 2004

AAz + Serg
Глубоко извиняюсь за Сибирь. Замечательные ученые там работают, но я ведь не о них. Я всего о двух вещах:
1. Учителю НИКОГДА не будут платить много, нигде в мире. Он не приносит прямой прибыли, а в мире, где правит златой телец (да-да, все еще правит, да еще как успешно!) прибыль - главное. Нравится это нам? Нет.
Приходится с этим жить? А что делать? Был произведен эксперимент на 1/6 суши, да с треском провалился...

2. Население в целом не образованно. Ну и что? Совершенно согласна с Serg! Кто не может жить без знаний тот должен их получить, а кто может - пусть ради бога живет без них.
Да-да, AAz, я тоже еще верю в победу светлого разума и обожаю образованных людей, но мы почему-то забываем, что мозг - это тот же орган. Он, как и все остальные органы, может быть сильно развит, слабо или плохо развит вообще. Я не стасняюсь того, что совсем не могу петь, а также плохо бегаю и не поднимаю тяжелых гирь. Зато соображаю и запоминаю неплохо. Ну и чем я лучше соседа, который отлично накачан и поет, как Оззи Озборн?
А насчет промывания мозгов, тут очень интересная тема. История показывает, что мозги можно затуманить кому угодно - и Ленин, и Гитлер этим классно владели. А ученый с промытыми мозгами куда страшнее пастуха.
Я ни в коем случае не призываю всех залезть обратно на деревья, я просто не вижу трагедии в том, что кто-то выходит замуж и не знает формулы Журавского, не отличает Меровингов от Каролингов, а ямба от хорея. Всем дело найдется. А учителей все же жаль. Они - святые мученики прогресса.


действие: ответить

Aaz | 5 февраля 2004

2Tatiana - дело собственно даже не в образовании, точнее даже не в знаниях как таковых, есть великолепные люди ни грамма ни смыслящие в науке. Дело в навыке видеть логику происходящего, в том чтоб отличать аргументы от пустой болтовни. В аргументированности действий. так сказать в сдерживании природного действия по инстинктам. Это когда сразу за естественным желанием "Всё взять и поделить", следует реакция "А как собственно и что из этого выйдет?" Кажется мне, что образование (в смысле НАВЫКИ, а не чистое знание) может задать такой вот шаблон поведения, который мог бы помочь многому. Я не говорю, что сантехник должен знать формулы описывающие чёрные дыры, а о том, что столкнувшись с непонятной ему аргументацией он хотя-бы постарается разобраться в сути вопроса. Это вообще одна из основных проблем - когда говорят и действуют не понимая и не желая понимать, что именно делают. Сколько раз было, что человек разглагольствовавший о чём-то (например о политике, раз уж она настолько сильно влияет на судьбы наций), оказывался неспособен сказать как именно он предлагает это сделать (так чтоб это не было из области не-научной фантастики); и конечно такой человек просто не способен критически оценивать разговоры и действия настоящих политиков. Думать о чём говоришь, думать что делаешь - вот что должен уметь человек, чему должна учить школа. Знание предмета как такового вторично, зависит от интересов ученика, полезности в будущей профессии, а вот навыки мышления - суть и соль образования.

действие: ответить

Serg | 5 февраля 2004

2 Aaz&Tatiana:

Кажется мне, что вы сформулировали более подробно то, что я пытался втиснуть в марксистские постулаты. А именно: задача школы - это прежде всего научить учиться. А, возможно, не даже не "прежде всего" а "только".

Не согласны?

действие: ответить

Aaz | 6 февраля 2004

Amen, brother.

действие: ответить

Tatiana | 6 февраля 2004

Согласна! Хорошо сказано. Я бы добавила еще так. Учить учиться тех, кто хочет. Попробовать заинтересовать тех, кто не хочет. Без желания ничего не будет.
Т

действие: ответить

Света | 27 октября 2005

Че то много в инете плагиата? Кто у кого скачал????

действие: ответить

Настя | 24 апреля 2006

Действительно проблема молодого педагога, в большей мере, сводится к некомпетентности админитрации

действие: ответить

Имя

E-mail

Домстраница





[b]Жирный[/b]
[i]Наклонный[/i]
[u]Подчеркнутый[/u]
[del]Зачеркнутый[/del]
[q]Цитата[/q]