« Заткнуть шавок | Штука »

О "9 роте"

30 сентября 2005

Посмотрел широко разрекламированную «9 роту». Писать рецензию не вижу смысла – Рунет и так бушует по этому поводу, все что можно и нельзя – уже написали. Позитивный взгляд см. у Экслера, негативный – у Гоблина. Какой объективнее – мне судить трудно, не настолько хорошо я разбираюсь в тематике Афгана. Этот енот – просто одно субъективное наблюдение вдогонку ко всем имевшим место мнениям.

То, что снимать кино про афганский позор СССР необходимо – в этом у меня сомнений нет. Тем более, что фильмов на эту тему, кроме «Афганского излома», припомнить не могу. Так же необходимо, как и фильмы про Чечню, которых тоже можно по пальцам пересчитать. Но вот как это делать – вопрос. Делать «клюкву», использовать тему Афганистана просто как военный фон для батальных сцен и спецэффектов – не просто пошло, но и непорядочно. Снимать точные исторические фильмы, основанные на буквальной фактологии документов – тоже не очень; ориентированные на массового зрителя (окупать-то фильм надо) такая «документалистика» смотреться не будет. Значит что-то среднее.

Но все же, думается, много важнее, даже не сам фильм, а ответы на вопросы: зачем он сегодня? Просто рассказать, как это было? Тогда следует закономерный вопрос: кому рассказать? Тем, кто об этом ничего не знает – кто там не был или сегодняшним подросткам? Или реальным участникам событий, прочувствовавших Афганистан на собственной шкуре?

Школьникам или посторонним людям, осмелюсь предположить, фильм может и понравится, но не будет чем-то исключительным. Станет, скорее всего, русским эквивалентом «Спасти рядового Райна», «Тонкой красной линии» или классического «Взвода».

Для «афганцев» это будет не просто больной фильм, а очень больной. Правда историческая может быть какой угодно, но есть еще люди, для которых эта война – не история, а настоящее. Которые с этой войной внутри живут до сих пор. И слова, фоном идущие в финале для них как нож по сердцу:

«Мы, девятая рота, выиграли свою войну. Тогда мы еще многого не знали. Не знали, что через два года исчезнет страна, за которую мы воевали и станет немодно носить ордена несуществующей державы. Не знали, что прапорщик Дыгало останется на сверхсрочную и его вместе с учебкой перебросят в Россию – куда-то под Тулу, а через год он умрет от инсульта прямо на бегу на ночном маршброске. Не знали, что Белоснежка с матерью и другими русскими семьями останется в брошенном военном городке на границе с Афганом и исчезнет. А нас самих жестоко разбросает новая жизнь – кого в князья, а кого об самое дно. Ничего этого мы не знали тогда. Мы даже не знали, что в суматохе вывода огромной армии нас просто забыли на этой дальней высотке. Мы уходили из Афгана. Девятая рота. Мы… Мы победили».

Оставим в стороне патетику и стиль. Только о смысле. Так можно снимать кино про Вторую Мировую, про 1812 год (я не о конкретике, а как о событиях, отстоящих от нас по времени), но не про Афган. Политически, исторически эта война могла быть как угодно бессмысленна и преступна, обусловлена глупостью и продажностью политиков и генералов. Но она была осмысленна с позиции людей, которые были там, которые воевали, у которых был приказ, необходимый к выполнению. И которые не думали о смысле, а просто знали, что должны, невзирая ни на что. И вот как им, видящих самих себя в героях фильма, воспринимать свой жизненный опыт? Как думать об убитых друзьях, вернувшихся «грузом-200», как воспринимать свои раны, сломанную психику и жизни? Что все это было напрасно, никому не нужно? Что это была глупость, досадный исторический казус? Не знаю, но по-моему, так нельзя. Так жестоко по отношению к тысячам выживших и среди нас живущих.

Комментарии: 6



Sergey | 25 октября 2005

Согласен полностью.

действие: ответить

Ajre | 28 октября 2005

Не надо мерить всю современную молодежь одной линейкой. И, пожалуй, стоит вспомнить фразу из фильма:"Афганистан никогда никому не удалось завоевать."

действие: ответить

Elm | 28 октября 2005

2Ajre. Не понял, при чем здесь современная молодежь. А если вспомнить эту фразу, то что изменится? Я писал не о самом Афгане (с этой фразой я как раз согласен, тем более, что исторические параллели есть), а о сегодняшнем восприятии этой войны людьми, с ней напрямую не знакомыми.

действие: ответить

Burn | 28 октября 2005

По поводу фразы "Афганистан никогда никому не удалось завоевать" очень правильно написано у Гоблина, рекомендую прочитать. Цитата: " Короче, как в том анекдоте про Неуловимого Джо: его что, действительно никто не может поймать? Нет, просто он на хер никому не нужен."
А сегодняшнее восприятие этой войны вполне адекватно пропаганде - бессмысленная бойня. Чего еще можно ожидать?

действие: ответить

КАТЯ | 7 ноября 2005

МНЕ 30 ЛЕТ,НО Я ИЗ ТОГО ПОКОЛЕНИЯ КОТОРОЕ ЗАГАДЫВАЯ В СВОЕМ ДЕТСТВЕ ЖЕЛАНИЯ ПРОСИЛИ "ЧТО БЫ НЕБЫЛО ВОЙНЫ", А БЫЛО НАМ ЛЕТ ПО ШЕСТЬ.МОЛОДОЕ ПОКОЛЕНИЕ НЕ БОИТСЯ ВОЙНЫ! НЕТ У ЭТИХ РЕБЯТ ТОГО ПАНИЧЕСКОГО УЖАСА КОТОРЫЙ МЫ ВПИТАЛИ ОТ БАБУШЕК ХОРОНИВШИХ СВОИХ ДЕТЕЙ В БЛОКАДНОМ ЛЕНИНГРАДЕ.ОНИ СМОТРЯТ ФИЛЬМ И ПРИМЕРЯЮТ ЭПИЗОДЫ НА СЕБЯ,А МЫ СМОТРИМ И МОЛИМ СУДЬБУ ОХРАНИТЬ НАС ВСЕХ ОТ ВСТРЕЧИ С ТАКИМ СТРАШНЫМ СЛОВОМ "ВОЙНА".

действие: ответить

Иванов | 12 декабря 2005

Да просто демографическое состояние таково, что в армии через 1-2 служить просто некому будет.Военкоматы и сейчас не всех найти могут. Нормальная PR-комания минобороны, заодно и денег отмыли.

действие: ответить

Имя

E-mail

Домстраница





[b]Жирный[/b]
[i]Наклонный[/i]
[u]Подчеркнутый[/u]
[del]Зачеркнутый[/del]
[q]Цитата[/q]