« Два дизайна | Море логотипов »

Бешено орущая птица

1 июня 2002

Бешено орущая птица
Думаю, что не скажу ничего нового - периодически это ощущает каждый человек.
Что-то услышанное или увиденное порождает поток каких-то размышлений, ассоциаций, напрямую как будто
и не связанных с ним, и думы эти оказываются подчас весьма далеки от "первопричины". Прочитаешь в книжке
какое-нибудь предложение, которое крутится потом весь день, хотя про саму книгу и забыл. Иногда вообще
бывает трудно восстановить, откуда все это в башке вертится.


    Примерно в таком же положении довелось мне пребывать сегодня. Если вы думаете,
что поводом послужила какая-то шибко замудреная книжка, шедевр поэтического искусства или энная фуга
Баха - спешу вас расстроить, все более чем банально и прозаично: я имел счастье послушать альбом гр.
"Ленинград" с не самым оригинальным названием "Пираты ХХI века".
Ленинград


Начну с резюме: не понравилось совсем. Ничего интересного. Не буду здесь
делать оговорку типа "может, я чего-то не понимаю..." Понимаю - и очень хорошо. Просто я уже вышел
из того возраста, когда мат воспринимается как молодецкая бравада, способ показать нарочитое
отсутствие комплексов или неимоверную крутизну. Нет, к мату и его употреблению я отношусь достаточно
терпимо, более того, при случае не гнушаюсь высказаться "коротко и ясно". Если этот языковой пласт
есть, то его существование оправдано (иначе бы он сам умер за ненадобностью). И только ханжеством
можно назвать абсолютное отрицание этого явления. Дело в другом. Если человек "слышит" язык,
является т.н. маргинальной языковой личностью, то есть способен к месту и времени употреблять
элементы как высокой, книжной и архичной, так и грубой, табуированной лексики, ничего плохого в
этом нет. Вспоминается по этому поводу одна из баек о Раневской, когда ее оставили приглядывать
за группой детсадовцев, с которыми она никак не могла справиться. Когда они ее своей неуправляемостью
окончательно достали, она закричала: "Дети!!! Дети!!!". Малышня обернулась. Тогда томным и проникновенным
тоном она произнесла: "Дети! Да пошли вы в жопу!" Грубо? Возможно. Но при этом почему-то ни у кого не
возникает мысли обвинить Раневскую в жлобстве и невоспитанности.


Мат хорош к месту (да-да, именно хорош). В 80-х песни Егора Летова были, мягко
говоря, не совсем лишены матерщины. Но там она употреблялась избирательно, была средством эпатажа (для
того времени брань в песне была еще в новинку), т.е. тем, к чему стремился солист "Гражданки" -
обратить на себя внимание. И там было очевидно, что силу эмоциональной реакции человек выражает не
только беснующимся, ревущим вокалом, но и использованием такой "крайней" лексики. Можно еще вспомнить
удивительно лиричные строки Янки: "Я повторяю десять раз и снова, никто не знает, как же мне х...о" И
дальше: "Все это до того подзае...о, что хочется опять начать сначала". Да, тут реально была слышна
грусть и апатия заблудившегося человека, которому безмерно тоскливо. И без мата здесь никакого бы
впечатления бы не было: когда человеку уже все равно, как сказать, когда он не думает, как его воспримут,
- значит на самом деле плохо. Этому веришь.


Но вернемся к "Ленинграду". Мата на квадратный метр песни столько, что уши
в трубочку сворачиваются. Но все как-то мимо цели. Все то же самое можно было сказать и без этого
"словоотделения". "А я день рождения не буду справлять - все заеб..., п...ц, на х..., б...ь!!!" "Класс!
Круто! Ну пацан наш! Во зарубил!!!" - уже слышу восторженные возгласы. Угу, зарубил... уши мои на корню.
В чем отличие вышеприведенного поэтизма от строки "Мне все надоело, поэтому я не буду праздновать
день рождения"? На мой взгляд, то же самое. Но это ладно, с рифмовкой у человека были проблемы, бывает.
Ведь какое изобретение - рифмовать русское народное "б...ь" с инфинитивом!
Весьма "воодушевляет" также, так сказать, идеологическая сторона песен, или, проще говоря, их смысл:
"А мне все по х..., Я сделан из мяса, Самое страшное, что может случиться - Стану пи....сом". Вы это
пропеть сможете? Нет? А "Ленинград" вот может, более того, я тут процитировал припев (!!!) песни. А теперь,
когда стала очевидна ваша полная вокальная несостоятельность, объясните мне смысл этой строчки? Вы
понимаете? Молодцы, у меня не вышло. Зачем такое писать? Чтобы побольше наматериться. Это становится самоцелью,
а смысл - да ну его на... Это лишнее.


Но я был бы несправедлив к "Ленинграду", если бы видел там только мат, грязь и
пошлятину. Да, все это есть, лезет изо всех щелей и накрывает так, что хочется быстренько бежать в
ванну. И все-таки есть одно "но". Очень хорошо слышно, что человеку НРАВИТСЯ то, что он делает.
Практически в каждой песне можно услышать тот бешеный кайф, который солист испытывает от производимого
им беспредела! Его прямо аж распирает от порождающегося драйва! И на самом деле импонирует,
когда видишь, что человек что-то делает с большим удовольствием - он и улюлюкает, и свистит, и сам себя
как бы подбадривает: "Вы пришли сюда затем, чтоб веселиться, И потанцевать, если повезет, А песня моя -
она как птица, В воздухе летает и бешено орет!!!" Вот вопли такой бешено орущей птицы и громыхают весь
альбом. Сказать, что это не заводит - значит слукавить.


P. S. По идее, "Ленинград" - группа, имеющая право на существование. Ее место в
нормальных условиях - среди музыкального андеграунда с его специфической аудиторией. Но у нас же
гласность и свобода, черт бы их побрал. Поэтому становится возможным сольный концерт группы в
многотысячном "Юбилейном" (для не-питерцев поясняю: это одна из самых больших концертных площадок
города). Поэтому информационным спонсором последнего альбома выступает подростковый журнал "Ровесник" -
его логотип я увидел на обороте диска. Так что скоро львиная доля new generation будет дружно
скандировать: "Я - дикий мужчина: яйца, табак, перегар и щетина". Герой эпохи готов.


P. P. S. И еще. На сервере Subscribe.Ru есть такая ежедневная рассылка
"VIP-версия", в которой печатаются мнения известных людей относительно происходящих событий. Что
странно: мнения Сергея Шнурова, солиста "Ленинграда", можно услышать там постоянно наряду с муз.
критиком Троицким, ведущим Дибровым, актером Басилашвили, режиссером Дебижевым. Так что "ленинградцы"
у нас - просто самые что ни на есть VIP-персоны, випее просто не придумаешь...

Комментарии: 7



Алексей | 16 февраля 2003

прочитал статейку про Ленинград от тебя. Ну мне кажется что впринципедовольно типичная критика в данном случае-ты не один, кто так вот критикует группу Ленинград-но ведь они наверняка на это и расщитывали-на то и эпотаж! По поводу Егора вот мне кажется все же неправильно, что он так охотно маты вставлял в песни-от этого его полюбила гопота-длямногих "ценителей"Г.О. стоит в общем ряду с Сектором Газой и Красной Плесенью-именно из-за матов.
Мне лично Ленинград по приколу, но вот только у них Лирика слабая-гораздо слабее чем у Юрия Клинских. Поэтому черт с ним с матом, но Шнур просто как поэт примитивен-а куда уж ему до Летова.

действие: ответить

Elm | 16 февраля 2003

Как ты мог заметить, я их критиковал не за мат, а за его бессмысленность.. А вот с Летовым неправ ты. Он много интереснее, чем СГ и КП – там просто тупая пошлятина, а ГрОб – это целое явление культуры, не побоюсь сказать. И приравнивать их нельзя.
Расценивать «Ленинград» как прикол можно, но, согласись, что это убого, если кроме прикола там ничего нет. Ты очень тактичен «лирика слабая». Там ее просто не ночевало!!! Рифмовать «дяди-б-и» – верх поэтизма!!! А какой глубинный смысл…

P.S. Клинских – кто такой, почему не знаю?

действие: ответить

Алексей | 16 февраля 2003

да знаешь, у каждого человека своя планка понятий и нормативов. Ты называешь Летова явлением в культуре, а какой нибудь человек скажет, что Летов та же абсурдная пошлятина-и будет по своему прав. Потому как каждый определенный поэт или автор-исполнитель имеет свой круг понимающих его людей и наооборт полностью отрецающих его оппонентов. в случае с ЛЕНИНГРАДОМ ты и есть тот самый оппонент Шнурова. Но я допустим могу заделаться под ценителя ленинградцев и заявить, что ЛЕНИНГРАД не что иное как явление в поп-культуре-ведь не было раньше такого, чтобы наши русские парни из Питера так лихо гнали нарочитые эпотажные примитивизмы под драйвную, латиноамериканскую музыку. Конечно же Шнуров на самом деле тонкий поэт и эстет, но своей позой он выражает протест против всего и вся...и так далее.
Теперь если в данный текст вместо Шнурова вставить Летова, получится фактически то же самое...
У меня во дворе где я жил на Украине вся шпана слушала Г.О. Неужто они все такие ценители были?

действие: ответить

Sm@cker | 16 февраля 2003

А я насчёт ЛЕНИНГРАДА полностью поддерживаю Юрия Владимировича. Действительно, те, кто первыми начинают что-то новое делать - явление, а кто просто слизывает это, спустя годы , чтобы вы....ться, те сами понимаете кто.
Нет, пусть конечно, ребята работают, стараются,- может даже поднакопят в итоге творческой карьеры десяток-другой фанатичных поклонников в среде люмпен-пролетариата, но искусством это назвать язык не поворачивается. Так, широкомасштабная самодеятельность.

действие: ответить

Алексей | 16 февраля 2003

да вот нет-не так все просто-необязательно типичную жлобско-хамскую группу должны слушать и уважать только лишь гопники и урлята. Такой веселый репертуарчик расслабляет и я вот знаю много очень даже умных интелектуалов, которые под хорошее настроение слушают и Ленинград и Сектор Газу и другую ерунду. ведь это же развлекаловка.

действие: ответить

Smash | 8 апреля 2003

лирика, лирика....
дааа.... лирики мало. НО (!), послушайте песню "Мне бы в небо". По-моему там все же есть и смысл, и текст, и настроение. Вот и думать теперь, Шнур просто матерщинник или что-то в голове у него есть.....

действие: ответить

Лёха zloy и красивый | 23 февраля 2004

Хорошо, что я не учился у вас, Юрий. Учитель должен быть открыт для всего. Вон, например, Михайлов из Пушкинского дома. Старый, но умный, блин, и абсолютно объективен. Если его перефразировать, то получиться что мы (я и прочие >25) будем решать будет ли Ленинград классикой или нет.
Да, Шнуров не очень хороший рифмоплёт, смысл в песнях обычно уходит в ноль (хотя они очень весёлые), но Шнур отличный музыкант и композитор (пусть он берёт чужие сэмплы, но как их обробатывает!). А кто с этим не согласен, тот может идти нахуй.

действие: ответить

Имя

E-mail

Домстраница





[b]Жирный[/b]
[i]Наклонный[/i]
[u]Подчеркнутый[/u]
[del]Зачеркнутый[/del]
[q]Цитата[/q]